Оружие, кроме своего прямого назначения, в традиционной культуре воспринималось как божественное, имеющее небесное происхождение, соответственно, знак и символ власти. Особый культурный статус имели лук, сабли, кинжалы, ножи, копье, камча и другие. Исследователь традиционного казахского оружия К. Ахметжанов [16] отмечает, что в казахском фольклоре встречаются сюжеты с заговорами оружия. Во время заговора оружия обычно назывались имена святых покровителей, которые, по представлениям казахов, имеются у каждого вида оружия батыра [16, с. 188]. Также оружие входило в состав приданного казахской невесты.
Семантика лука и стрел отражает формулу властных отношений: лук выражал власть, а стрелы – подчиненность. Дар лука со стрелами от старших в роду был кульминационным моментом в обряде инициации молодого воина (казахский эпос Ер Торгын). У тюркских народов миниатюрная модель лука служила детским талисманом, которая прикреплялась к колыбели – бесік: лук придаст новорожденному мальчику силу и храбрость в будущем. Отношение к луку как к одушевленному предмету встречается в эпосе Кобланды батыр, где герой обращается к своему луку с просьбой не сломаться и не подвести его в рещающем бою.
Сабля (қылыш) – статусное оружие, характеризующее владельца, его положение в обществе. Сабля использовалась в церемонии интронизации казахских ханов: после поднятия на кошме новоиспеченного хана опоясывали ею — знаком ханского статуса.
Кинжал с сакских времен был знаком знатного воина и участником различных ритуалов, включая похоронно-погребальный. Декор некоторых археологических образцов казахстанских кинжалов сакского периода с изображениями хищной птицы или орлиного грифона «дублировал его свойства, назначение» [17, с. 106]. Использование копья как «аналога» усопшего демонстрирует обряд «найза сындыру» («разламывание траурного копья»). Через год после совершения поминок копье демонстративно ломалось. До XIX в. у казахов было принято хоронить личное оружие вместе с усопшим, а данная традиция фиксируется с сакского времени и неизменно практиковалась у гуннов и тюрков. Определенный статус в казахской культуре имела и камча, которая выступала и функции оберега от злых духов. Настрой любых переговоров в традиционном обществе определялся положением камчи в руках: если плеть свисла, то гость явно пришел с недобрыми намерениями, а если она сложена – то с миром. Камчу использовали и в родильной обрядности, а также в камланиях бақсы.